|
Модель здоровьесбережения.
Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических
задач развития страны. Необходимость организации здоровьесберегающей
деятельности в дошкольных образовательных учреждениях уже ни у кого не
вызывает сомнения. Перед детскими садами встала задача - моделирование
здоровьесберегающего процесса.
Хочу поделиться своим видением, своим опытом по этому вопросу.
В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 60 «Теремок»
комбинированного вида функционирует 10 групп. Из них:
- 3 группы для детей с нарушением речи;
- 2 группы для слабослышащих и глухих детей.
В настоящее время в детском саду 150 воспитанников.
С 15.03.2003 г. решением департамента образования
Администрации Кемеровской области «Об утверждении перечня учреждений
образования Кемеровской области, подавших заявку на присвоение статуса
«Областная экспериментальная площадка» от 13.03.2003 г. детскому саду
присвоен статус «Областная экспериментальная площадка» по теме
«Интеграция здоровьесберегающих подходов в решении задач по сохранению
здоровья и развитию детей дошкольного возраста».
Без совместной работы всего педколлектива над проектом и системой
преобразований едва ли возможно превратить замысел в реальную картину.
Поэтому в детском саду была изменена структура управления: с линейного
типа на линейно-функциональную, а затем на структуру матричного типа.
На решение проблемы здоровьесбережения детей направлена работа служб,
творческих и инициативных групп, педагогических лабораторий. В
результате происходит расширение структуры управления в детском саду по
горизонтали, основными становятся функциональные, а не административные
взаимосвязи и взаимодействия. При такой структуре один и тот же
сотрудник может одновременно входить с разные службы, проектные и
инициативные группы, творческие лаборатории, что необходимо при решении
многих нестандартных задач, требующих совместной работы всех членов
педколлектива.
Модель управления «Здоровым дошкольным
учреждением» строится на следующих принципах:
1. оптимальное соотношение централизации и
децентрализации в управлении.
2. единство единоначалия и коллегиальности в управлении.
3. рациональное сочетание прав, обязанностей и
ответственности в управлении.
4. интеграция всех субъектов служб, уровней, процессов.
Исходя из этого в модели управления можно
выделить 3 уровня:
1. общественный (совет по развитию ДОУ, попечительский совет).
2. административный (педагогический совет детского сада, заведующая
детским садом, научный консультант, зам. зав. по УВР, руководители
служб, которые возглавляют оздоровительную работу педагогического
коллектива, осуществляют анализ, планирование, организацию, контроль,
регулирование оздоровительной деятельности педколлектива).
3. профессиональный педагогический (реализует идею сохранения,
укрепления и формирования здоровья детей через профилактическую,
развивающую, коррекционную, лечебно-оздоровительную,
физкультурно-оздоровительную, просветительскую работу).
Центральным
управленческим звеном в «Здоровом дошкольном учреждении» является второй
уровень, призванный соединить воедино всю оздоровительную работу в
детском саду, проводимую через разные формы работы.
Если процесс создания здоровьесберегающего пространства изобразить в
виде строительства здания (Приложение №1), то основой - фундаментом
дома, от которого зависит устойчивость. надежность, качество будущего
проекта будет новая система управления, формирующая педагогическое
сообщество, объединение педагогов по сути экспериментальные команды,
которые имея сформированное профессиональное мировоззрение, устойчивую
профессиональную позицию, новые ценностные ориентации, новое отношение к
ребенку, создают новую практику в детском саду, обсуждают её, делают
более эффективными условия.
Модернизация педагогического мышления и практики - первое условие в
процессе моделирования здоровьесберегающего пространства.
Это очень сложная и длительная работа. Для
успешной деятельности необходима
сбалансированность 4-х элементов:
1 Взаимоотношения - 2 Участие - 3 Прозрачность – 4 Самостоятельность.
1. Добрые взаимоотношения на основе поддержки.
Успешные результаты достигаются там, где высший уровень сплоченности,
где человек ощущает заботу о себе, где его ценят, где создаются условия
для проявления своих возможностей.
2. Участие каждого на своем уровне.
Этот подход нацелен на установление подлинной демократии и
предусматривает, чтобы действия или процессы в большей степени
осуществлялись с участием людей. Уровень демократического участия
является ключевым фактором в достижении высоких показателей.
3. Прозрачность (транспарентность), или ясность.
Люди должны знать, чего ожидают от них, что они могут ожидать от других,
в чем заключается их роль, каковы нормы, ценности, правила организации.
4. Самостоятельность.
Педагоги,
специалисты детского сада обладают уверенностью в себе и могут
самостоятельно строить работу по своему личному выбору.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение стало комплексной
технологией, позволяющей объединить всех участников образовательного
процесса в решении задач оздоровления, развития детей. Главным звеном
пемхолото-медико-педагогического сопровождения детей является
психолого-мели ко-педагогические консилиумы I и II типа,
самодостаточные, хорошо структурированные «действа».
Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой
организационную форму, которая помогает педколлективу разработать и
спланировать единую стратегию сопровождения каждой возрастной группы,
каждого ребенка, задействовать при этом профессиональный, личностный
потенциал всех специалистов дошкольного учреждения на основе
равноправного сотрудничества и личной ответственности.
Даты проведения педконсилиумов 2-х видов занесены в план работы детского
сада, таким образом, заранее осуществляется постановка целей и задач и
каждый участник консилиума изначально хорошо понимает назначение общей
встречи и для детского сада в целом и для себя, как специалиста в
частности.
Мы стоим на убеждении, что нет таких педагогов, которые бы не хотели
хорошо работать. Если педагог работает плохо, то причина в том, что он
не умеет, не знает, как работать лучше.
Чтобы педагог, от деятельности которого зависит дальнейшая судьба
ребенка, работал хорошо, его надо учить работать хорошо, создать такие
условия, чтобы воспитатели и специалисты сами были адаптированы к своей
профессиональной деятельности, замотивированы в творческом поиске.
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика
профессиональной компетентности педагога, помогающая выявить проблемы и
затруднения.
Педагогические советы, семинары - практикумы, психологические тренинги
направлены на развитие личности педагога, его рефлексивной деятельности,
профессионального мировоззрения, на освоение личностного подхода - как
образовательной технологии.
Огромна роль материально-технической базы, которую можно представить как
«площадку под строительство здания».
В нашем детском саду для сохранения и укрепления здоровья детей
используются:
- бассейн с сауной;
- физкультурный зал (шведская стенка, пособия
для физических упражнений);
- зал ЛФК (ортопедический и массажный мячи,
спортивный уголок, сухой бассейн, для профилактики сколиоза -
«Лошадка Бонито», нетрадиционное оборудование для профилактики
плоскостопия);
- коктейль-бар;
- музыкальный зал; кабинеты:
- стоматологический;
- массажный;
- процедурный;
- физиолечения;
- сур дологический (радиокласс; материал М.
Монтессори);
- логопедический;
- психологический;
- экологический;
- изобразительного искусства;
- по обучению детей правилам дорожного
движения.
Кабинеты полностью оснащены техническими
средствами, наглядными пособиями, программно-методическим обеспечением.
При моделировании здоровьесберегающего пространства нельзя выпускать из
виду мысль «об эффекте соленого огурца». Эпизодическое
оздоровление ребенка, эпизодические оздоровительные процедуры, даже
отдельные здоровьесберегающие технологии не дадут эффекта исправления
ситуации.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье дошкольника надо работать над
созданием «рассола» - среды. Если среда здоровьесберегающая, то
неизбежным будет оздоровительный процесс, а процесс даст положительный
результат, т.е. процесс обеспечивают условия, которые опять-таки может
создать только команда профессионалов - единомышленников.
Если фундамент здания - модернизация структуры управления, то стены
здания - особый валеологический режим, особая валеологическая среда
всего образовательного процесса в детском салу.
В детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности детей,
строго сочетаются интеллектуальные, двигательные, эмоциональные
нагрузки, адекватные возрасту. Занятия построены с учетом динамики
работоспособности, обязательно используются физкультминутки,
динамические паузы, гимнастика для глаз.
Санитарно-гигиеническая комиссия, в состав которой входят воспитатели,
медперсонал, ведет систематический контроль за соблюдением режима
проветривания, обеспечением единых подходов к организации питания, сна,
закаливания, прогулок на свежем воздухе, формированию
культурно-гигиенических навыков.
При организации занятий педагоги используют способы и средства,
направленные на обеспечение высокого уровня мотивации учебной
деятельности, создания на занятии ситуации успеха, положительного
эмоционального настроя, обеспечения двигательной активности через
физкультминутки, динамические игровые, музыкальные паузы, «оживлялки»,
минуты релаксации; соблюдения санитарно-гигиенических мер (на занятиях
дети рассажены с учетом зрения, слуха, роста, простуженности).
Педагоги отбирают приемы, методы, технологии общения, сохраняющие
здоровье, осуществляют работу по сенсорному воспитанию (проводят
специальные дидактические игры и упражнения, направленные на развитие
зрительного, слухового, тактильного восприятия); проводят комплексы
упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
В дошкольном учреждении применяются системные мероприятия для
оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В
системе ведется лечебно-оздоровительная и профилактическая работа,
составляется и осуществляется индивидуальный план
лечебно-оздоровительной работы для детей «группы риска», групповой для
интенсивной профилактики и реабилитации.
Введены
посезонные схемы оздоровления для детей каждой возрастной группы, в
которые вошли разнообразные виды закаливания и оздоровления:
- прогулки, воздушные ванны с постепенным
понижением температуры;
- топтание на мокрой дорожке, ходьба по
гальке, залитой водой с мокрой солью, контрастные обливания под
душем, плавание в бассейне;
- сауна, йодно-солевая дорожка, фитопроцедуры,
прием кислородного коктейля, массаж, коррекция осанки и
плоскостопия, психокоррекционные мероприятия.
Оздоровление детей идет через:
- общеукрепляющие и физиотерапевтические
процедуры (УВЧ, тубусный кварц, ингаляция с травами, соляная шахта);
- физкультурные занятия, занятия в спортивной
секции, спортивные праздники и досуги, которые имеют оздоровительную
направленность, четко сочетаются с лечебно-профилактической работой.
При превращении замысла важно не только выделить
приоритетные образовательные стратегии и тактические достижения,
разработать средства и способы, отвечающие намеченным целям, но и
определить контрольно-диагностическую программу с помощью, которой можно
изучить состояния
и тенденции развития, определить качество инновационного процесса,
спрогнозировать пути его дальнейшего развития, устранить причины
обнаруженных недостатков.
Контрольно-диагностическая программа, в нашем здании будет окном,
которое позволит увидеть, отследить и оценить эффективность развивающей
здоровьесберегающей образовательной среды в детском саду.
Мы оцениваем эффективность развивающей здоровьесберегающей
образовательной среды в детском саду по конечному результату развития
личности дошкольника за тот или иной временной интервал, складывающийся
из трех оценок: состояния здоровья, развития познавательной сферы,
развития личностной сферы.
Программа построена таким образом, что в её проведении в зависимости от
поставленных задач и объема планируемой диагностики, участвуют методист,
воспитатель, психолог, медработники, инструктор по физическому
воспитанию, узкие специалисты, специалисты центра научных основ здоровья
и развития.
Для сотрудников дошкольного учреждения диагностическая программа стала
своеобразным инструментом научно-исследовательского,
психолого-медико-педагогического поиска, помогающим им оценить
эффективность своих усилий и внести необходимые коррективы.
Работа в детском саду будет неполной, если не работать над становлением
у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего
здоровья и здоровья окружающих. Хорошее самочувствие человека во многом
зависит от осознания им своей успешности и знания тех путей, которые
могут обеспечить эту успешность, поэтому важно с детских лет формировать
приоритет здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей.
Раннее валеологическое образование детей будет крышей нашего здания.
В детском саду налаживается работа по развитию у детей сознательного и
ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности
и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять здоровье в
повседневной жизни.
Воспитание и обучение здоровому образу жизни проводится с использованием
игровых элементов, сказочных сюжетов. На музыкально-игровых занятиях
дети знакомятся со своим телом, учатся познавать себя, с огромным
интересом и удовольствием поют песни про свое тело, песни здоровья.
Музыкальные занятия, театрализованные игры, творчески организованные
занятия также используются как средство оздоровления, помогающее снизить
гиперактивность ребенка, сформировать культуру чувств.
В заключение хотелось бы отметить, что процесс
моделирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении не будет
полным, целостным без связей с внешним сообществом
- научным потенциалом города и области;
- с преподавательскими кадрами Кемеровского
регионального института повышения квалификации и переподготовки
работников образования г. Кемерово. Новокузнецкой педакадемии.
Кемеровского университета;
- медицинскими учреждениями;
- образовательными учреждениями;
- учреждениями культуры;
- родителями;
-
социумом.
Т.П. Сулейманова, заведующая
муниципальным дошкольным образовательным
учреждением детским садом № 60 «Теремок»
комбинированного вида г. Белова. |