Три года экспериментальной деятельности пролетели незаметно и вот уже подошло время подвести черту: переосмыслить все что сделано, определить перспективы на будущее...

В марте 2003 года детскому саду 60 «Теремок» решением Комиссии департамента образования Администрации Кемеровской области «Об утверждении перечня учреждений образования Кемеровской области, подавших заявку на присвоение статуса «Областная экспериментальная площадка» был присвоен статус «Областная экспериментальная площадка» по теме «Интеграция здоровьесберегающих подходов в решении задача по сохранению и развитию детей дошкольного возраста».

К концу 20 века резко обозначилась проблема здоровьесбережения детей. Множество данных говорило о том, что сама образовательная среда выступает одним из наиболее мощных факторов риска здоровья детей. В правительственных документах среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека, как условие максимально полной реализации личностного потенциала человека.

Изучая литературу, публикации по теме здоровьесбережения детей, коллектив детского сада выделил основные пути решения проблемы высокой заболеваемости детей. Акцент в экспериментальной деятельности был сделан на «здравоохранительные» пути, в виде системы мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников (создание оптимальных санитарно-гигиенических условий, соответствующих стандартам СанПиНа; соблюдение гигиенических требований к составлению расписания занятий, их проведению, к режиму дня; внедрение ряда профилактических, лечебных, реабилитационных, оздоровительных, психо-коррекционных мероприятий; повышение эффективности физического воспитания; реализация повышенной двигательной активности и т.п.).

Создание специальной технологии мониторинга позволило оценить эффективность здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении по конечному результату развития личности дошкольника за тот или иной временной интервал.

Общий показатель развития личности каждого дошкольника складывался из трех оценок: состояния здоровья, развития познавательной сферы, развития личностной сферы. Показатель по каждой сфере в отдельности складывался из ряда оценок, получаемых с помощью тестов, опросников, данных медицинских обследований, наблюдений воспитателей, карт отслеживания уровня усвоения знаний, умений, навыков и т.д. Таким образом, в диагностической программе было задействовано большое количество показателей, что позволяло дать достаточно полную и развернутую характеристику развития личности ребенка, на основе которой можно сделать обоснованный вывод об эффективности здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении.

Следует подчеркнуть, что для интерпретации результатов мониторинга использовался статистический подход (шкала станайнов), позволяющий легко сопоставлять все показатели между собой.

Результаты мониторинга позволили прийти к выводу, что «здравоохранительные» пути являются полумерой, не приводящей к серьезным изменениям. Несмотря на то, что используемая в детском саду система мер по сохранению и укреплению здоровья дошкольников обеспечила позитивную динамику состояния здоровья детей (положительная динамика по основным заболеваниям детей в старшем дошкольном возрасте составляет от 66 до 88%, по группе учета не наблюдается ухудшений и обострений, общая заболеваемость детей (в расчете на 1000 детей) самая низкая среди детских садов поселка, а также ниже городского показателя), в целом ситуация существенно не изменилась. Общие показатели сферы здоровья, познавательной сферы, личностной сферы возрастных групп детей, всех воспитанников детского сада в общем осталисьпрактически неизменными, незначительная положительная или отрицательная динамика составила десятые и сотые доли станайнов.
Из-за высокого уровня патологической пораженности детей, сегодня недостаточно только «здравоохранительных» путей, необходимы «здравосозидающие» пути, направленные на формирование основных компонентов здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, что возможно только в процессе специального педагогического воздействия.

Экспериментальная деятельность позволила нам понять, что проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения может быть успешно решена только путем здоровьесберегающей педагогики, выражающейся в ориентированности в построении образовательного процесса на естественный ход психического развития дошкольников, на удовлетворение доминирующих базовых потребностей детей в саморазвитии и самопознании, на совершенствование личностно-ориентированных подходов во взаимодействии с детьми.

Влияние педагогического фактора является одним из определяющих в процессе формирования здоровья и развития личности дошкольника.

Это влечет необходимость профессионально-личностного становления педагога. Более высокий уровень профессионального мастерства - это не просто накопление знаний, но и изменение личности учителя, его позиции, его «Я» - концепции, его ценностных убеждений. В реальной действительности педагог не всегда соблюдает требования, предъявляемые к нему государством и обществом, часто нарушает их, ведет себя самым непредсказуемым образом. За кадром профессионального внимания остается часть реальности, которая носит субъективный характер, это личностный опыт человека, его внутренние переживания, ценности, идеалы, устремления. При этом (и это важно) собственно профессиональные знания, умения, навыки являются лишь инструментами личностного творческого роста - самоактуализации.

Конечно, это не значит, что нет необходимости в расширении набора педагогического и методического инструментария, в противном случае оправдает себя поговорка: «Если единственный инструмент, который вы держите в руках, -это молоток, то все остальное вам будет казаться гвоздями».
Значимость педагогического фактора как одного из средовых факторов в проблеме формирования здоровья подрастающего поколения требует незамедлительного поиска и внедрения новых технологических подходов к ее решению.
 

Преемственность психолого-педагогических технологий сохранения и формирования здоровья дошкольников и младших школьников. Программа эксперимента в образовательных  учреждениях.

Все вопросы и предложения относительно нашего сайта присылайте по адресу   teremok-60@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 60 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. БЕЛОВО 652644  г.Белово, п. Инской, ул. Чистопольская, 13.

Создан Ларионовым П. А. ®

Hosted by uCoz